Минздрав Забайкалья впервые предложил стандарты корпоративной этики для медработников

19.04.2017

19 апреля в министерстве здравоохранения Забайкальского края было подписано распоряжение о внедрении опыта корпоративных стандартов профессионального поведения персонала медицинских организаций.

В целях повышения этической и социальной культуры работников медицинских организаций Забайкальского края, повышения качества и доступности медицинских услуг для населения, формирования принципов этики и служебного поведения работников при осуществлении деятельности в ближайшее время в медицинских учреждениях края впервые будут внедрены стандарты этических взаимоотношений.

- В 2015 году уже был утвержден Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций. Но в этом документе достаточно тезисно были обозначены правила поведения, общие для всех категорий медицинских работников, – рассказала начальник отдела кадровой политики Министерства здравоохранения Забайкальского края Елена Лазарева. – Они были внесены в правила внутреннего распорядка каждого медицинского учреждения региона и трудовые договоры. В этом же году были созданы этические комиссии, на которых рассматривались нарушения этих норм. Однако, как показала практика, для укрепления конструктивно-деловых отношений между сотрудниками учреждения, для профилактики конфликтов в учреждении и поддержания благоприятной деловой атмосферы одного этого документа недостаточно. Наши специалисты в течение всего прошлого года тщательно изучали опыт других регионов страны, где это направление развивалось. В частности, рассматривался опыт Краснодарского края (ГБУЗ "ККБ №2"), в котором были разработаны первые стандарты поведения для медицинского персонала – они направлены на создание ровного поля профессиональных отношений внутри отрасли.

Стандарты этики прописаны достаточно подробно, например, отношения между врачом и врачом, медсестрой и врачом, средним и младшим медицинским персоналом и т.д. В них есть правила поведения и алгоритм действий в конкретной ситуации. К примеру, необходимо: проявлять уважение и доброжелательность, обращаться к сотруднику «вы», по имени и отчеству (выяснять при необходимости). Излагать информацию кратко, ясно, последовательно, логично, аргументированно. Акцентировать внимание на важных аспектах, четко сформулировать свой запрос. Внимательно выслушивать собеседника, проявлять готовность к сотрудничеству. Запрещено: Начинать разговор, не поприветствовав сотрудника, не представившись, демонстрировать превосходство, проявлять неуважение, пренебрежение, некорректность, предвзятость по отношению к сотруднику, нежелание вести активный конструктивный деловой разговор. Нельзя переходить с предметного уровня обсуждения на личностный.

- Это совсем не значит, что с этого дня все сотрудники должны четко следовать каждому написанному слову – стандарты не догма, а живой документ, он может и будет при необходимости меняться, - уточнила Елена Лазарева. – Документ не носит обязательный характер, это не приказ, а рекомендация, поле, в которое нужно погружаться не спеша, не вызывая отторжения. Конечная цель внедрения стандартов – добиться благоприятной, уважительной атмосферы внутри каждого коллектива.

Специалисты Министерства здравоохранения Забайкальского края уверены, что деятельность медицинской организации и ее сотрудников должна основываться не только на соблюдении требований закона, профессиональных стандартов, но и принципов деловой этики. Помощь и поддержку в решении этого вопроса в краевом ведомстве ждут от профессиональных сообществ края, в том числе ассоциаций врачей и среднего медицинского персонала.

На фото: врач и медсестра Сретенской ЦРБ.